Спидометр - одна из самых важных частей приборной панели автомобиля. Глаз даже опытного водителя в долгой поездке «замыливается», и немалые 100 км/ч кажутся черепашьим шагом, а ведь знание реальной скорости максимально важно при вождении. Скорость, о которой мы говорим, «мгновенная». Это она важна при экстренном торможении или энергичном маневре. Но спидометр включает и одометр с точностью измерения до километра, иногда и до 100 метров. А вот для еще более точных данных необходима навигационная система по типу GPS. |
Такие спидометры приводятся в действие от трансмиссии «гибким валом» – особым тросиком, который хорошо передает вращение. На разных автомобилях могут быть одинаковые спидометры, поэтому в их приводе используют простейший редуктор, а его передаточное число подбирается к типу автомобиля. На заднеприводном авто показания спидометра зависят от размера шин, передаточного числа редуктора заднего моста и собственной погрешности прибора.
Спидометры переднеприводных автомобилей с поперечным расположением двигателя обычно «обслуживают» привод левого колеса после главной пары. Таким образом к погрешности спидометра и влиянию размера шины прибавляется эффект от закругления дороги: скорость будет меньше на поворотах влево и больше на поворотах вправо.
Как сказываются на этом шины нештатного размера? Замена шины 175/70R13 на шину 165/70R13, или наоборот, меняет показания спидометра на 2,5%. Немного? Вопрос еще в том, как эта ошибка сложится с погрешностью самого спидометра и его редуктора, как скажется износ шин, давление в них. Низкое давление уменьшает радиус качения. Деформация «хитрая», а плата за нее – рост расхода топлива, падение максимальной скорости, хотя при этом сами показания спидометра оказываются завышены!
Механический спидометр устроен просто: поверх магнитного диска 1, приводимого тросом, расположен с небольшим зазором вращающийся на оси алюминиевый колпак (картушка) 2 со стрелкой и возвратной пружиной 3 (см. рис.). Когда диск вращается, его магнитные силовые линии возбуждают в картушке токи, создающие свое магнитное поле. При взаимодействии двух полей картушка увлекается за диском, но пружина ограничивает ее поворот углом, размер которого зависит от скорости вращения диска. Циферблат отградуирован в соответствии с тарировкой прибора, зависящей от жесткости возвратной пружины. Любые изменения ее жесткости недопустимы – показания спидометра будут искажены. |
Одометр – прибор для измерения количества оборотов колеса, который представляет собой набор барабанчиков с цифрами (еще их называют «декадами»). Каждый из них связан с соседним зубчатой передачей с отношением 1:10. С началом движения крайний барабанчик отсчитывает единицы километров. Когда он сделает один оборот, соседний 10-километровый покажет в своем окошке единицу. Через 100 км первый оборот завершит 10-километровый барабанчик. И так далее. Отечественные одометры ведут счет до 99 999 км, затем обнуляются. Сейчас же многие одометры шестизначные. Отдельные модели включают в себя удобную опцию – счетчик короткого (обычно не больше 1000 км) пробега с точностью до сотни метров. Водитель может обнулить его нажатием кнопки. |
К сожалению, работоспособность механического спидометра сильно зависит от износа его собственных деталей и привода. Важно проложить гибкий вал без резких перегибов, иначе трос изнашивается, стрелка колеблется, механизм шумит, но не на каждом автомобиле это удается. Тросовый привод затрудняет сборку и разборку приборного щитка. В конце концов, от троса отказались – спидометр стал электронным и работает он по сигналу датчика скорости. Показанный датчик совмещен с редуктором, который можно установить и на старую машину с тросовым приводом. Для этого необходимо отвинтить колпачок с накаткой и прикрутить трос. У нас электронные спидометры впервые появились на ГАЗ-3110 и ВАЗ-2110, также ими комплектовали последние варианты «ИЖ-Ода».
По внешним признакам первые электронные спидометры трудно было отличить от механических: стрелка на месте, барабанчики с цифрами тоже. Но теперь стрелка – деталь электронного измерителя числа импульсов от датчика скорости. Угол ее поворота пропорционален числу импульсов в единицу времени. Одометр похож на механический, но «декады» подчиняются управляемому электроникой микроэлектродвигателю. Эти приборы несколько точней механических, но все же погрешность 5–7% у них случается, так как они избавились только от слабых мест самой механики (люфтов, капризов троса, картушки, возвратной пружинки т.п.). |
Полностью электронные приборы более совершенны, но и здесь привычные стрелки на своих местах: большинство людей понимают их лучше, чем цифры на дисплее. Такой приборный щиток можно встретить на «самарах» ВАЗ-2113…2115 и части машин «десятого» семейства. С обратной стороны этот комплекс – произведение искусства. Всеми стрелками командует электроника через исполнительные электродвигатели. Дисплеи одометра и температуры воздуха жидкокристаллические. |
При всех возможностях электроники, в основе все равно остается механизм контроля вращения ведущего колеса с шиной. Поэтому и связанные с этим ошибки измерений неизбежны, а разработчики «продвинутых» спидометров, похоже, не интересуются возможностью их тонкой подстройки. Почему – вопрос открытый. Вряд ли это неразрешимая проблема, ведь эта функция предусмотрена у маршрутных компьютеров. На фото один из них. В числе задач МК – учет расхода топлива и тут не обойтись без измерений пройденного расстояния. Как учесть ошибки измерения? Компьютер позволяет вводить поправку, а порядок действий описан в инструкции к нему. «Базой» является путь, измеренный по километровым столбам – они вкопаны с такой точностью,которой нет и во многих спидометрах. В наше время положение реперных точек легко проверить современными навигационными средствами.
Кстати, в Европе не редкость придорожные табло, где высвечивается скорость вашего автомобиля с высокой точностью. Если показания спидометра и компьютера будут сильно расходиться, не удивляйтесь, ведь спидометр прибор очень «приблизительный».
Руководитель представительства Игорь
Алексейчук
Одесса
info@gps-plus.com.ua
+38 (067) 635-89-72 |
Отдел продаж Николай
Демченко
Днепропетровск
dnepr@gps-plus.com.ua
+38 (096) 339-62-61 +38 (050) 553-20-02 |
|